Геродот История «Эрато»

ГЕРОДОТ ИСТОРИЯ «ЭРАТО»

Книга шестая

   Муза Эрато — античная муза любовной поэзии.
   Настоящим изданием открывается новая академическая серия, в которой будут представлены труды, сыгравшие существенную роль в развитии исторической мысли.
Перевод «Истории» Геродота был подготовлен для «Литературных памятников», а затем перешел «по наследству» в нашу серию. Мы принимаем его с большой признательностью, так как получили возможность начать наши издания с «отца истории» и с труда, лежащего еще на трудноразличимой грани между мифом и историческим повествованием.
   Наша серия призвана развернуть перед читателем многовековую панораму раздумий над соотношением прошлого, настоящего и будущего — над «связью времен», над движением истории.

Не всегда это было теоретизирование в прямом значении слова: то, как люди ощущали историю и свою включенность в нее, могло найти выражение как в хронике или эпическом описании, так и в философском трактате или в публицистическом произведении на злобу дня. В том же свете, как необходимая часть исторической мысли, должна быть представлена в серии и профессиональная историческая наука, произведения, принадлежащие к её важнейшим школам и направлениям.
   Геродот из Галикарнасса собрал и записал ИСТОРИЮ, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом. 
   Древнегреческие музы — покровительницы искусства и науки. Они вдохновляли на создание шедевров, помогали сосредоточиться на главном и ценном, видеть прекрасное даже в самых привычных и простых вещах. Одна из девяти сестер, муза Эрато, была связана с любовной лирикой и свадебными песнями. Она вдохновляла на проявление и восхваление лучшего из чувств, учила бескорыстно отдаваться любви. Девять сестер: муза Эрато, Клио, Терпсихора, Каллиопа, Эвтерпа, Полигимния (Полимния), Урания, Мельпомена и Талия — покровительствовали каждая определенному виду искусств. Они дарили вдохновение тем, к кому благоволили, и жестоко наказывали всех, кто оскорблял или разочаровывал их. Любимцами муз были поэты, музыканты и танцоры, а также историки и астрономы. Живопись и скульптуру древние греки считали менее ценными и относили их к числу ремесел. Эрато, как и ее восемь сестер, считается дочерью Зевса и Мнемосины. С другими музами она любила водить хороводы вблизи гор и источников чистой воды. Местом обитания муз часто называют Парнас с Кастальским ключом у подножия или Геликон в том месте, где бьет источник Иппокрены. У Эрато был возлюбленный Мал (Геродот История "Эрато"из Эвпидавра), от которого она родила дочь Клеофему.
   Эрато — муза любовной лирики. Конечно, она благоволила поэтам и романтикам, но это еще не все. Именно Эрато учила пылко и страстно говорить о любви, вдохновляла мужчин и женщин на откровенные признания. Само ее имя говорит о связи музы и древнегреческого бога Эрота, сына Афродиты. Эрато учила радоваться, дарила любовь не только к мужчинам или женщинам, но к миру во всех многообразных проявлениях. Как и сестры, она осуждала тщеславие и корысть, а покровительствовала лишь тем, кто способен на истинные и глубокие чувства. Как уже было сказано, муза Эрато не любила тех, кто в чувствах, поэзии и браке искал лишь выгоду. Древние греки связывали ее с чистотой, в том числе помыслов и духа. Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах. Ее голову украшали розами. Греки верили, что муза Эрато способна подарить умение видеть во всем красоту, преобразовывать пространство вокруг себя, одухотворять его и наполнять радостью. Такое состояние знакомо всем влюбленным: каждый предмет и человек становится как бы светящимся изнутри, из сердца льется теплый неудержимый поток и хочется творить. Таким состоянием наполняет Эрато, муза любовных песен. Она помогает исцелить раны души и сердца, преобразует до неузнаваемости окружающий мир, наполняя его праздником и яркими красками. Эрато дарует способность говорить от сердца с чувством и проникновенно, а не копаться лихорадочно в голове в поисках очередного слова. Можно сказать, что муза свадебных песен учит любви как способу бытия, поэзии — как методу выражения мыслей, вдохновению — как неиссякаемому источнику идей.
   Все древнегреческие мифы рассказывают о взаимопроникновении божественного и земного миров. Музы являются своего рода связующими звеньями в этом процессе. Они наделяют простых людей частичками божественной силы, помогают им творить наравне с бессмертными олимпийцами. Если вспомнить, за что отвечает муза Эрато, и попытаться прочувствовать это состояние «влюбленного вдохновения», то его близость к божественному, то есть стоящему выше обыденности, безмерному по глубине и преобразующей силе, становится более чем очевидной. Сегодня все девять спутниц Аполлона — дочери Зевса и Мнемосины, хорошо знакомы нам по огромному числу картин и скульптур, их изображающих. Музам и в наши дни поэты, художники и другие мастера не стесняются посвящать свои произведения. Безусловно, их привлекает красочность образа, а возможно, они надеются, что и в современном мире полезно заручиться поддержкой столь древних и прекрасных богинь.

 

  Вашему вниманию представлена Книга шестая «ЭРАТО» (серия из 9-ти частей) в виде электронной книги. Посмотреть данное издание в виде электронной книги, с эффектом перелистывания страниц, можно в читальном подвальчике сайта «Скит Отшельника» , или заглянув на Форум . Купить данное издание можно по ссылке на магазин PLATI .
   P/S: Все ссылки и закладки полностью функциональны.

Комментарии:

Добавить комментарий