Истоки противостояния

ИСТОКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

   Некогда, древнегреческим историком и древнейшим, из известных мировому сообществу «землеописателем» — Гекатеем Милетским1, человеческая цивилизация была поделена на два противоборствующих лагеря — просвещённую «Ойкумену»2 и «Варварскую периферию»,3 продолжающих эту борьбу с неиссякаемым накалом с той, давно минувшей эпохи и по сей день. В Ойкумене появлялись города-государства, во главе которых, утверждались клановые сообщества управителей, огнём и мечом насаждающих собственную власть, стараясь распространить её как можно глубже и дальше, подчинив своей власти соседние владения, таких же новоявленных феодалов и общинно-демократических обществ.

«Когда власть воин обретает —
Власть людям войны насаждает,
Чтоб ей существовать самой,
Ей постоянно нужен бой;
В огне, в дыму, в кромешной сваре…-
В кровавом, дьявольском угаре».

И вовсе не безосновательными представляются властные стремления ранних феодалов, в свете политических преобразований того времени, когда сила и богатство правителей, прямо зависели от обширности территорий и количества населения, подчинённых их власти. Ибо соседний феодал, обладающий большими человеческими ресурсами, мог выставить более многочисленную и лучше вооружённую армию, способную низвергнуть более слабого противника, за его счёт поживившись новыми территориями и пополнившись человеческими ресурсами.

«Все меньшие, кто жизнью дорожат,
Всегда пред большими дрожат,
А те, пред более большими —
Заискивая, блея перед ними;
Какие б не пришли года,
Сие останется всегда».

Однако участь завоевателя, сводится к тому, что, завоевав слишком много, он далеко не всегда может удержать свои завоевания в силу внутренних противоречий либо при отсутствии достойных, внешних угроз.

«Знать, угадывать, предвидеть,
Своих сограждан ненавидеть,
В зачатке подавлять бунты,
Не позволять поднять главы —
Вот сущность властвованья в чем,
Для тех, кто властью наделён!»

   Что, если не страх и не лень, испокон веков являются неоспоримыми факторами развития человеческой цивилизации? Именно лень заставила земледельца бросить палку и изобрести плуг, а страх вынудил изобретать всё более и более разрушительные виды вооружения, осваивая и развивая новейшие технологии их создания. Ведь не для кого не является каким-то страшным секретом то, что в древнем мире широко использовалось как химическое4и биологическое5 оружие, так и психологические6 методы воздействия на противника. К химическому оружию, например, можно отнести яды, которыми травили воду в колодцах или пресловутый «греческий огонь», к биологическому — ядовитых змей и пауков, горшками с которыми, в частности, карфагеняне закидывали римские галеры ещё во времена первой Пунической войны, или греки закидывали городские кварталы Трои7, во времена войны Троянской, о чём не преминул поведать миру великий Гомер, отразив это в своей «Илиаде». Психологические же методы воздействия использовались и вовсе в первобытные времена, когда человек изготавливал боевую дубину весьма внушительных размеров и размещал её у входа в своё жилище, чтоб любой недоброжелатель мог оценить силу её владельца и принять разумное решение относительно того, стоит ли с ним связываться? И всё то, чем обладает современное человечество есть ничто иное, как технологическое развитие доктрин, заложенных в глубокой, глубокой древности:

«Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои».
Екклесиаст

Pages: 1 2

Комментарии:

Добавить комментарий